Новые редакции Инструкций NN 157н, 191н и 33н: обзор запланированных изменений 2021-2022 гг.

Минфин подготовил изменения в Инструкцию N 157н - об этом ведомство сообщило на своем официальном сайте. Проект приказа Минфина России "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н..." размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Отметим, что согласно Проекту изменения необходимо будет учесть уже в текущем году. Вместе с тем велика вероятность, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте дата применения отдельных положений будет перенесена на следующий год.
На то, что ряд положений будет применяться начиная с 2022 года, указывают два новых документа - следом за изменениями в Инструкцию N 157н ведомство подготовило:
- проект приказа Минфина России "О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н..." (подготовлен ведомством 12.08.2021, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119157);
- проект приказа Минфина России "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н" (подготовлен ведомством 25.08.2021, размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов, ID 01/02/08-21/00119609).
Запланированные изменения в порядок составления бухгалтерской отчетности учитывают новые положения, предусмотренные Проектом приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н. Но, в отличии от изменений в Инструкцию N 157, применение уточненного порядка формирования отчетности разбито на этапы, и ряд новшеств учреждениям следует учесть начиная с отчетности за 2022 год.
Внесение поправок в инструкции по учету и отчетности - очередной этап по приведению действующих нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского и бюджетного учета, в соответствие с требованиями федеральных стандартов бухучета госфинансов: как уже применяющихся, так и вступающих в силу с 2022 года.
Но ведомство этим не ограничилось. Главная новация запланированных изменений - новый порядок отражения в учете и отчетности приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Со следующего года планируется обособить расчеты по безвозмездной передаче между организациями бюджетной сферы, включая автономные и бюджетные учреждения. А перед учредителями и финорганами поставлена новая задача - провести исключение взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче/получению активов и обязательств между бюджетными и автономными учреждениями всех уровней бюджета.

Подробный обзор проектов приказов поможет разобраться с грядущими изменениями в учете и отчетности, а также сроками их применения.

Запланированные изменения в Инструкцию N 157н

Проект приказа Минфина России "О внесении изменений в приложения N 1 и N 2 к приказу Минфина России от 01.12.2010 N 157н..." (далее - Проект) подготовлен ведомством 04.08.2021 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00118852).
Согласно Проекту изменения необходимо учесть уже в 2021 году. Вместе с тем дату применения отдельных положений Проекта следует рассматривать во взаимосвязи с планами ведомства по изменениям в порядок формирования отчетности - проектами приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н. К тому же ряд изменений связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года. Анализируя сами изменения, а также порядок их отражения в отчетности, можно сделать вывод, что не все нововведения относятся к текущему году.
Изменения в Инструкцию N 157н можно сгруппировать следующим образом:

1. Новые счета для учета операций с биологическими активами
Напомним, что с 1 января 2022 года вступает в силу Стандарт "Биологические активы". Для учета биологических активов по новым правилам Проектом предусмотрены отдельные коды счетов синтетического и аналитического учета. Так, для обособленного учета биологических активов планируется ввести новый счет 113 00 с аналитикой по основным группам, а также с разделением активов на особо ценное и иное движимое имущество. В свою очередь будут исключены из состава матзапасов молодняк животных и животные на откорме, а также многолетние насаждения, выращиваемые в питомниках в качестве посадочного материала - такие объекты учета относятся к биологическим активам. А для учета затрат учреждения при осуществлении деятельности по биотрансформации предназначен новый счет 110 00 с выделением прямых и накладных расходов по группам биологических активов.
Несмотря на указанную в Проекте дату его применения такие нововведения учреждениям следует применять начиная со следующего года. На это указывает и уточненный порядок формирования бюджетной/бухгалтерской отчетности - показатели включены в отчетность 2022 года.

2. Новые счета для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества
Еще одна группа новых счетов связана с отражением в бухгалтерском учете информации об участии в совместной деятельности по договору простого товарищества в соответствии с положениями Стандарта "Совместная деятельность", который следует применять начиная с 1 января текущего года. Запланировано выделить такие объекты учета и отражать на отдельных счетах участие в договоре простого товарищества и расчеты, связанные с совместной деятельностью. Например, для учета финансовых вложений по договору простого товарищества предусмотрены счета 204 3Т и 215 3Т, для расчетов по доходам от деятельности простого товарищества - 205 8T, для расчетов с товарищами по доходам - счет 210 Т5.
Можно предположить, что новые счета будут применяться начиная со следующего года - запланированными изменениями в Инструкцию N 33н такие счета вводятся в описание порядка формирования показателей отдельных отчетных форм, например, Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности, именно с 2022 года.
Вместе с тем изменениями, запланированными в Инструкцию N 191н, новые счета предусмотрены в описании порядка формирования показателей бюджетной отчетности уже за текущий, 2021 год. Таким образом два проекта из трех указывают именно на 2021 год как год начала применения новых счетов для обособления расчетов по договору простого товарищества.

3. Уточненный порядок формирования остатков на начало очередного финансового года по счетам расчетов по дебиторской/кредиторской задолженности
Внесены и правки технического характера. В частности, будет уточнен текст в абз. 32 пункта 11 Инструкции N 157н. Напомним, что речь в нем идет о порядке переноса в регистры бухучета следующего года оборотов по счетам, отражающим увеличение и уменьшение активов и обязательств. В прошлом году в Приказе N 198н текст корректируемого абзаца был изложен не полностью, и такое упущение будет исправлено.
Также в Едином плане счетов к счетам учета расчетов, по которым остатки на следующий год формируются с отражением в 26 разряде номера счета третьего разряда соответствующих подстатей КОСГУ, добавлена сноска с указанием на такую особенность. Данное правило применяется при формировании входящих остатков, отраженных по следующим кодам синтетических и аналитических счетов: 205 00, 206 00, 208 00, 209 00, 210 03, 210 05, 210 10, 302 00, 303 00, 304 02, 304 03, 304 06. Отметим, что аналогичные изменения были внесены в конце прошлого года в Инструкции NN 162н, 174н и 183н.

4. Уточненный порядок формирования фактической стоимости материалов, остающихся в учреждении в результате разборки/ликвидации имущества
Также запланировано устранить расхождения между положениями Инструкции N 157н и Стандарта "Запасы" в части порядка формирования стоимости материалов, остающихся у учреждения в результате разборки, ликвидации/утилизации основных средств или иного имущества. Согласно п. 23 Стандарта "Запасы" расходы на доставку таких материалов и приведение их в состояние, пригодное для использования, относятся на расходы текущего периода и не формируют первоначальную стоимость материалов. Но по Инструкции N 157 данные затраты учитываются при формировании фактической стоимости полученных материалов. В новой редакции п. 106 Инструкции N 157н порядок формирования стоимости материалов, полученных в результате разборки/ликвидации имущества, будет полностью соответствовать положениям Стандарта "Запасы" - это текущая оценочная стоимость на дату принятия материалов к бухгалтерскому учету.

5. Порядок переноса на следующий год неисполненных денежных обязательств по кредиторской задолженности, в отношении которой принято решение о списании
Еще одно важно дополнение касается показателей неисполненных принятых денежных обязательств по кредиторской задолженности, которую решено списать - такие "остатки" не переходят на следующий год. Соответственно, показатели принятого денежного обязательства не уменьшаются в связи со списанием кредиторской задолженности, но и не подлежат перерегистрации в следующем году. А в году списания задолженности придется пояснить расхождения между суммой неисполненных денежных обязательств в Отчете об обязательствах (ф. 0503128, ф. 0503738) и показателями кредиторской задолженности в Сведениях (ф. 0503169, ф. 0503769). Причина такого расхождения - принятие решения о списании задолженности с балансового учета.

6. Новый порядок отражения в учете приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления
Главная новация, предусмотренная Проектом - это изменение наименования и назначения счета 304 04 "Внутриведомственные расчеты". Планируется, что счет 304 04 будет называться "Консолидированные расчеты", и его применение выйдет за рамки расчетов внутри одного ведомства вплоть до межведомственных расчетов с бюджетными и автономными учреждениями разных уровней бюджетов.
Напомним, что в настоящее время счет 304 04 применяется для расчетов:
- между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями (филиалами), а также между обособленными структурными подразделениями (филиалами) учреждения;
- между участниками бюджетного процесса в рамках одной главы/ведомства, иными словами, расчетов между ГРБС и подведомственными ему РБС, ПБС; расчетов между главными администраторами и подведомственными ему администраторами доходов и/или источников финансирования дефицита бюджета; расчетов между получателями бюджетных средств/администраторами, подведомственными одному ГРБС/ГлАД.
Но в Проекте назначение счета намного шире. Применять счет 304 04 госорганы/органы местного самоуправления и казенные учреждения будут для учета расчетов по поступлению и выбытию активов и обязательств как с другими участниками бюджетного процесса разных уровней бюджета, так и с бюджетными/автономными учреждениями.
Обратите внимание: не только участники бюджетного процесса, но и автономные/бюджетные учреждения будут отражать внутриведомственные и межведомственные расчеты с организациями бюджетной сферы по безвозмездной передаче с использованием счета 304 04. На это указывает как само описание назначения счета 304 04, согласно которому одной из сторон консолидированных расчетов являются АУ/БУ, так и новый порядок формирования бухгалтерской отчетности - согласно проекту приказа Минфина России о внесении изменений в Инструкцию 33н начиная со следующего года отражать безвозмездную передачу активов и обязательств внутри сектора госуправления АУ/БУ должны именно на соответствующих аналитических счетах счета 304 04.
Например, безвозмездная передача нефинансовых активов между учреждениями, подведомственными разным учредителям в рамках одного уровня бюджета, будет отражаться по-новому, и вместо привычных проводок по приему/передаче НФА с использованием счетов 401 10 и 401 20 появятся расчеты на счете 304 Х4.
Для обособления расчетов между учреждениями разных типов и разных уровней бюджета запланировано ввести новые аналитические счета 304 14, 304 24, 304 34, 304 44, 304 54.
Однако изменения вносятся таким образом, что сам счет 304 04 не стал группировочным. К тому же в Проекте в отношении новых аналитических счетов предусмотрено следующее условие: их применение осуществляется в соответствии с положениями единой учетной политики и требованиями по раскрытию в бухгалтерской отчетности взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской отчетности. Не исключено, что после публичного обсуждения и правок в Минюсте приказ будет содержать иные формулировки. Напомним, что в прошлом году схожие условия были установлены для применения счетов 401 41 и 401 49. Но есть существенное отличие - на сегодняшний день для аналитических счетов по доходам будущих периодов порядок их применения может устанавливаться в учетной политике самого учреждения, и обязанность формировать отчетность с применением счетов 401 41 и 401 49 не содержится в Инструкциях NN 191н и 33н - субъектам отчетности предоставлено право выбора и возможность отражать все доходы будущих периодов на счете 401 40. Исключение составляют расчеты по межбюджетным трансфертам - для субъектов бюджетной отчетности в Инструкции N 191н запланировано установить требование о формировании Справок (ф. 0503125) с указанием номеров (кодов) счетов 1 401 41 151(161), 1 401 49 151 (161).
Вместе с тем порядок применения новых аналитических счетов 304 Х4 следует рассматривать во взаимосвязи с положениями инструкции по формированию отчетности. В проектах приказов Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и Инструкцию N 191н начиная со следующего года предусмотрено формирование показателей бухгалтерской/бюджетной отчетности именно с применением новых счетов 304 14, 304 24, 304 34, 304 44, 304 54, и возможность использовать счет 304 04 в качестве самостоятельного счета исключена. Соответственно, обязанность применять с 2022 года новые счета 304 Х4 будет установлена для всех казенных, бюджетных и автономных учреждений, гос. органов (органов местного самоуправления), поскольку именно Инструкция N 33н и Инструкция N 191н определяет для субъектов отчетности единые требования по раскрытию информации в бухгалтерской и бюджетной отчетности.
Обособление расчетов по поступлению и выбытию активов и обязательств внутри сектора госуправления еще раз указывает на необходимость производить сверку расчетов с организациями бюджетной сферы при приеме/передаче имущества, иных активов и обязательств.

Рассмотрим назначение новых аналитических счетов:
Выбор определенного счета 304 Х4 напрямую зависит от типов учреждений-контрагентов - принимающей и передающей стороны, и при расчетах по безвозмездной передаче между казенным и бюджетным/автономным учреждением коды счетов, применяемые КУ и АУ/БУ, будут отличаться. Например, в рамках внутриведомственных расчетов казенное учреждение отразит расчеты с АУ/БУ на счете 304 34, в то время как АУ/БУ отразит расчеты с КУ на счете 304 24. И именно два этих показателя должны сверяться учредителем/ГРБС при формировании консолидированной бюджетной и бухгалтерской отчетности.
Отметим, что в описании счета 304 04 кроме внутриведомственных расчетов и межведомственных расчетов между учреждениями одного уровня бюджетов Проектом также предусмотрено отражение расчетов между учреждениями разных уровней бюджета, но отдельные аналитические счета для межбюджетных расчетов по безвозмездной передаче активов и обязательств пока не упомянуты в Проекте. В то же время согласно проектам приказа Минфина России о внесении изменений в Инструкцию N 33н и внесении изменений в Инструкцию N 191н межбюджетные расчеты по безвозмездной передаче активов (за исключением денежных средств) и обязательств, как и прежде, будут отражаться в бухгалтерской/бюджетной отчетности на основании показателей на счетах 0 401 20 251, 0 401 10 191, 0 401 10 195, 0 401 10 189. Поэтому можно сделать вывод, что в следующем году порядок отражения в учете расчетов по безвозмездной передаче/поступлению активов и обязательств между организациями бюджетной сферы разных уровней бюджетов не изменится.

Запланированные изменения в Инструкцию N 33н

Финансовым ведомством запланировано изменить Инструкцию по формированию бухгалтерской отчетности бюджетных и автономных учреждений - проект приказа Минфина России "О внесении изменений в приказ Минфина России от 25.03.2011 N 33н..." (ID 01/02/08-21/00119157) подготовлен ведомством 12.08.2021 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Ряд изменений касается формирования отчетности начиная с 2022 года и связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года - в частности, Стандарта "Биологические активы". Учтены и запланированные ведомством изменения в Инструкцию N 157н.
Но есть поправки, которые необходимо учесть при подготовке отчетности уже в текущем году.
Специальные таблицы и материалы помогут разобраться, что именно запланировано изменить в порядке формирования отчетности в текущем и следующем году.

1. Изменения в порядок формирования бухгалтерской отчетности 2021 года.

Одно из уточнений касается общих положений формирования отчетности. Специалисты финансового ведомства ранее указывали, что в случае отсутствия не всех, а отдельных показателей отчетной формы в ячейке соответствующей графы по соответствующей строке формы ставится прочерк, а не ноль, поскольку ноль (0,00) является счетным показателем и указывает на результат расчета в соответствующей строке формы отчетности. Проектом приказа в целях единообразного подхода к порядку заполнения форм и однозначной трактовки нулевых показателей отчетности запланировано утвердить "прочерк" для обозначения отсутствия показателя в ячейке отчетной формы.
Иные поправки касаются отдельных отчетных форм. Уточнения в порядок заполнения отчетных форм в основном связаны с применяемыми с 2021 года федеральными стандартами, а также с изменениями в Инструкцию N 157н, которые были внесены приказом Минфина России от 14.09.2020 N 198н, в частности, применением новых счетов, предназначенных для отражения нематериальных активов и неисключительных прав пользования.

Рассмотрим изменения, которые согласно Проекту приказа следует применять при формировании отчетности за текущий год:
2. Изменения в порядок формирования бухгалтерской отчетности, которые следует применять начиная с отчетности 2022 года.

По характеру все нововведения следующего года можно сгруппировать следующим образом:
- внесены изменения в порядок формирования Справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725);
- уточнен порядок формирования консолидированной бухгалтерской отчетности для учредителя и финансового органа, в том числе порядок исключения взаимосвязанных показателей при формировании отдельных форм консолидированной отчетности;
- скорректированы некоторые отчетные формы, уточнен порядок формирования отчетности в связи с введением новых счетов согласно Проекту приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н.

2.1. Новый порядок формирования Справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725)

Главная новация в бухгалтерской отчетности за 2022 год касается формирования Справки по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725): расширен перечень кодов счетов, по которым автономные и бюджетные учреждения будут заполнять Справку (ф. 0503725), а также скорректирована форма Справки (ф. 0503725).
Новые положения в порядке формирования отчетности в том числе связаны с запланированными Минфином России изменениями в Инструкцию N 157н в части отражения в учете приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления. Для этих целей ведомством планируется изменить наименование и назначение счета 304 04 "Внутриведомственные расчеты", а также ввести новые аналитические счета 304 14, 304 24, 304 34, 304 44, 304 54 для обособления консолидированных расчетов по поступлению и выбытию активов и обязательств с организациями бюджетной сферы как внутри одного ведомства, так и в рамках одного уровня бюджета. Подробнее - здесь.
Для определения взаимосвязанных показателей, в том числе подлежащих исключению при формировании консолидированных форм бухгалтерской отчетности, предназначена Справка (ф. 0503725).
Напомним, что согласно действующей редакции Инструкции N 33н Справка (ф. 0503725) составляется:
- головным учреждением и его обособленными подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированных форм бухгалтерской отчетности (код счета 0 304 04 000);
- учреждениями в целях отражения внутренних расчетов, сформированных при реорганизации или изменении в течение отчетного периода типа учреждения на казенное (код счета 0 304 06 000).
Согласно Проекту приказа Справка (ф. 0503725) будет формироваться не только в указанных выше случаях, но и для отражения:
1. расчетов по безвозмездной передаче активов и обязательств внутри сектора госуправления в части внутриведомственных и межведомственных расчетов;
2. отдельных показателей, касающихся предоставленных автономным и бюджетным учреждениям средств субсидий на финобеспечение выполнения ими задания и субсидий на иные цели (по КФО 4 и 5).
Изменится не только порядок формирования Справки (ф. 0503725), но и ее форма - со следующего года табличная часть Справки (ф. 0503725) будет аналогична табличной части Справки (ф. 0503125) для субъектов бюджетной отчетности. Так, введены новые графы для указания кодов главы по БК, ОКТМО, элемента бюджета, номера/кода организации - контрагента. Также появятся новые графы 10 - 12 для указания кодов, относящихся к взаимосвязанным контрагентам по ведомственной подчиненности. В кодовой зоне Справки (ф. 0503725) выделена отдельная ячейка для указания кода счета бухгалтерского учета, по которому Справка (ф. 0503725) сформирована.
Как и прежде, Справку (ф. 0503725) следует составлять раздельно по видам финансового обеспечения (КФО 2, 4, 5, 6, 7) по каждому коду счета бухгалтерского учета.

В следующем году автономным и бюджетным учреждениям предстоит формировать Справку (ф. 0503725) по следующим кодам счетов бухгалтерского учета:
2.2. Новое в порядке исключения взаимосвязанных показателей

Уточнен порядок формирования сводной отчетности для головного учреждения, консолидированной бухгалтерской отчетности для учредителя и финансового органа, запланировано ввести новый порядок исключения взаимосвязанных показателей при формировании отдельных форм консолидированной отчетности.
Проектом приказа предусмотрено описание порядка формирования сводной/консолидированной бухгалтерской отчетности для каждой отчетной формы: на основании представленных отчетов головное учреждение, учредитель, финорган формирует сводную/консолидированную форму отчетности путем суммирования одноименных показателей по строкам и графам соответствующих разделов отчетных форм, а также исключает взаимосвязанные показатели по консолидируемым позициям бухгалтерской отчетности на основании Справок (ф. 0503725).
Таким образом, информация, которая отражается в Справке (ф. 0503725), будет использоваться головным учреждением, учредителем и соответствующим финорганом для сопоставления взаимосвязанных показателей, а также для исключения взаимосвязанных показателей консолидированной отчетности. Такое исключение взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям бухгалтерской отчетности предусмотрено для следующих отчетных форм:
2.3. Другие изменения в порядок формирования отчетности

Скорректированы некоторые отчетные формы, уточнен порядок формирования отчетности в связи с введением новых счетов согласно Проекту приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н.
Ряд поправок, которые АУ/БУ будут применять начиная с отчетности 2022 года, связан в том числе с введением новых счетов для обособленного отражения в учете операций с биологическими активами, а также для отражения объектов учета, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества.
Отметим, что новые счета, предназначенные для отражения операций по договору простого товарищества согласно проектам приказов о внесении изменений в Инструкцию N 157н и Инструкцию N 191н следует применять уже в 2021 году, поэтому вполне вероятно, что дата начала применения уточнений в порядок формирования отчетности, связанных с такими счетами, в ходе работы над проектом будет скорректирована.
Рассмотрим изменения, которые согласно Проекту приказа следует применять при формировании отчетности начиная со следующего года:
Запланированные изменения в Инструкцию N 191н

Финансовым ведомством запланировано изменить Инструкцию по формированию бюджетной отчетности - проект приказа Минфина России "О внесении изменений в Инструкцию о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 N 191н" подготовлен ведомством 25.08.2021 и размещен на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (ID 01/02/08-21/00119609).
Изменения в Инструкцию N 191н в основном повторяют запланированные изменения в Инструкцию N 33н.
Ряд изменений касается формирования отчетности начиная с 2022 года и связан с внедрением новых федеральных стандартов бухучета госфинансов, которые следует применять со следующего года - в частности, Стандарта "Биологические активы". Учтены и запланированные ведомством изменения в Инструкцию N 157н.
Также есть поправки, которые необходимо учесть при подготовке отчетности уже в текущем году.
Специальные таблицы и материалы помогут разобраться, что именно запланировано изменить в порядке формирования отчетности в текущем и следующем году.

1. Изменения в порядок формирования бюджетной отчетности 2021 года.

Уточнения в порядок заполнения отчетных форм в основном связаны с применяемыми с 2021 года федеральными стандартами, а также с изменениями в Инструкцию N 157н, которые были внесены приказом Минфина России от 14.09.2020 N 198н, в частности, применением новых счетов, предназначенных для отражения нематериальных активов и неисключительных прав пользования.
Особое внимание следует обратить на изменения в порядок формирования Справок по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), которые запланировано применять уже в 2021 году. В прошлом году в Инструкцию N 157н были введены новые аналитические счета 401 41 "Доходы будущих периодов к признанию в текущем году" и 401 49 "Доходы будущих периодов к признанию в очередные года". Финансовым ведомством планировалось применять новые счета начиная с 2021 года для отражения в учете расчетов по межбюджетным трансфертам, в том числе подлежащих исключению при формировании консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности. Однако в нормативных актах такой подход не был закреплен. Но запланированные изменения в Инструкцию N 191н, а именно уточненный порядок формирования Справок по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), указывают, что в части расчетов по целевым МБТ счет 401 40 (1 401 40 151, 1 401 40 161) как самостоятельный счет бюджетного учета не применяется, и условие об обязательном применении счетов 1 401 41 151(161) и 1 401 49 151(161) уже в 2021 году будет установлено непосредственно Инструкцией N 191н, в которой предусмотрено требование по раскрытию в бюджетной отчетности показателей в части операций и расчетов по МБТ с применением счетов 401 41 и 401 49.
Рассмотрим изменения, которые согласно Проекту приказа следует применять при формировании отчетности за текущий год:
2. Изменения в порядок формирования бюджетной отчетности, которые следует применять начиная с отчетности 2022 года.

По характеру все нововведения следующего года можно сгруппировать следующим образом:
- внесены изменения в порядок формирования Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125);
- скорректированы некоторые отчетные формы, уточнен порядок формирования отчетности в связи с введением новых счетов согласно Проекту приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н.

2.1. Новые Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125)

Главная новация в бухгалтерской отчетности за 2022 год касается формирования Справки по консолидируемым расчетам (ф. 0503125): расширен перечень кодов счетов, по которым госорганы/органы местного самоуправления и казенные учреждения будут заполнять Справку (ф. 0503125).
Новые положения в порядке формирования Справки (ф. 0503125) связаны с запланированными Минфином России изменениями в Инструкцию N 157н в части отражения в учете приема/передачи активов и обязательств внутри сектора госуправления с применением новых аналитических счетов 304 14, 304 24, 304 34, 304 44, 304 54. Подробнее - здесь.
Для определения взаимосвязанных показателей, в том числе подлежащих исключению при формировании консолидированных форм бюджетной отчетности, помимо случаев, установленных действующей редакцией Инструкции N 191н, в следующем году субъектам бюджетной отчетности предстоит формировать Справку (ф. 0503125) по следующим кодам счетов бюджетного учета:
В отличие от нового порядка формирования Справок (ф. 0503725) для АУ/БУ изменениями в Инструкцию N 191н не предусмотрено отражение показателей при межбюджетных расчетах с автономными и бюджетными учреждениями. Порядок формирования Справок (ф. 0503125 по коду счета 140120251, 140110189, 140110191, 140110195) не изменился - они формируются для консолидации расчетов по безвозмездной передаче/получению активов (за исключением денежных средств) и обязательств между субъектами бюджетной отчетности разных бюджетов бюджетной системы РФ.
В связи с изменением кодов счетов, предназначенных для отражения безвозмездной передачи активов и обязательств между участниками бюджетного процесса, внесены уточнения в порядок формирования консолидированной отчетности для ГРБС и финансового органа, в том числе порядок исключения взаимосвязанных показателей при формировании отдельных форм консолидированной отчетности. Так, для исключения взаимосвязанных показателей в случаях, предусмотренных Инструкцией N 191н, ГРБС следует использовать показатели Справки (ф. 0503125 по коду счета 0 304 24 000), соответствующему финоргану - показатели Справки (ф. 0503125 по коду счета 0 304 44 000). А учреждение использует для консолидации показатели Справки (ф. 0503125 по коду счета 0 304 14 000).

2.2. Другие изменения в порядок формирования отчетности

Скорректированы некоторые отчетные формы, уточнен порядок формирования отчетности в связи с введением новых счетов согласно Проекту приказа о внесении изменений в Инструкцию N 157н.
Ряд поправок, которые субъекты бюджетной отчетности будут применять начиная с отчетности 2022 года, связан в том числе с введением новых счетов для обособленного отражения в учете операций с биологическими активами.
Также предстоящие изменения в Инструкцию N 191н указывают, что начиная со следующего года предстоит учитывать раздельно не только безвозмездные денежные поступления текущего и капитального характера, но и безвозмездные перечисления другим бюджетам с обособлением выплат на расходы текущего и капитального характера.
Рассмотрим изменения, которые согласно Проекту приказа следует применять при формировании отчетности начиная со следующего года:
Информация из системы ГАРАНТ
КУПИТЬ ПРОГРАММУ ИЛИ СТАТЬ КЛИЕНТОМ
Продажа, обслуживание, обновление 1С, курсы 1С, бухгалтерские курсы, семинары
*Нажимая на кнопку, даю согласие на обработку персональных данных
Алиса это умеет