ОБЗОР

НЕДОСТАТКОВ И НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ

КАЗНАЧЕЙСТВОМ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ В ОТНОШЕНИИ

ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА,

РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ, ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ ВО 2 ПОЛУГОДИИ 2021 ГОДА

ОБЗОР

НЕДОСТАТКОВ И НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ

КАЗНАЧЕЙСТВОМ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ В ОТНОШЕНИИ

ГЛАВНЫХ РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА,

РАСПОРЯДИТЕЛЕЙ, ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО

БЮДЖЕТА И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ВНЕБЮДЖЕТНЫМИ ФОНДАМИ ВО 2 ПОЛУГОДИИ 2021 ГОДА


В ходе осуществления контрольных мероприятий в финансово-бюджетной сфере во 2 полугодии 2021 года Федеральным казначейством выявлены следующие нарушения и недостатки, допущенные отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета (далее - ГРБС), распорядителями, получателями средств федерального бюджета (далее - ПБС, заказчики), в том числе ГРБС как ПБС.

1. Недостатки и нарушения при доведении бюджетных

данных в рамках организации исполнения федерального

бюджета по расходам


1.1. Иные нарушения:
Нарушение подпункта 2 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
ГРБС не сформирован перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств в отношении ГРБС как ПБС.

2. Недостатки и нарушения при исполнении федерального

бюджета по расходам


2.1. Систематические нарушения:
2.1.1. Нарушение статей 70, 162 БК РФ, статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 23, 36, 46, 50, 52 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также положений локальных нормативных актов ГРБС, содержащих нормы трудового права.
В 2018, 2019, 2020 годах установлены факты недоплаты, переплаты, излишнего удержания заработной платы, а также факты несвоевременного перечисления заработной платы.

2.2. Иные нарушения:
Нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ.
В 2018 году ГРБС как ПБС допущено направление средств федерального бюджета и оплата бюджетных обязательств в целях, не соответствующих предусмотренным законом о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, являющихся основанием для предоставления указанных средств (средства по виду расходов 129 "Взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты денежного содержания и иные выплаты работникам государственных (муниципальных) органов" направлены на оплату пени в государственные внебюджетные фонды, расходы по которым предусмотрены по виду расходов 853 "Уплата иных платежей").

3. Нарушения и недостатки при предоставлении межбюджетных

трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов

Российской Федерации (бюджетам муниципальных образований)


3.1. Системные нарушения:
3.1.1. Нарушение пункта 4 статьи 133 БК РФ, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, утверждающих методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - Методика распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета) и порядка определения расходов на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации.
При расчете объема субвенций на 2016 - 2018 годы ГРБС использованы недостоверные исходные данные, что повлекло завышение объема межбюджетных трансфертов, предоставленных субъектам Российской Федерации.
3.1.2. Нарушение пункта 4 статьи 133 БК РФ, пункта 4 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, Методики распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета.
Расчет субвенции на 2022 год осуществлен ГРБС без учета показателей, установленных Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета.
3.1.3. Нарушение абзаца третьего пункта 2 статьи 79.1 БК РФ, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, устанавливающего правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее - Правила предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации).
ГРБС не осуществлялся расчет размера субсидии на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), предоставляемой бюджетам субъектов Российской Федерации, входящих в состав инвестиционных проектов, и объема обоснованной потребности в софинансировании каждого объекта в субъекте Российской Федерации на 2018 - 2019 годы.
3.1.4. Нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ, Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, положений соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.
ГРБС допущено ненадлежащее осуществление контроля за соблюдением субъектами Российской Федерации графиков выполнения мероприятий по строительству объектов обеспечивающей инфраструктуры, что привело к недостижению субъектами Российской Федерации результата, установленного при предоставлении бюджетных средств, а также к невыполнению мероприятий Федеральной целевой программы, утвержденной нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации (далее - ФЦП).
3.1.5. Нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
В результате включения в фактическое выполнение показателя результативности использования субсидии, предоставленной в 2019 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, достигнутых значений показателя за 2019 год за счет иных источников (сверх предусмотренных объемов софинансирования), оценка эффективности использования субсидии субъектами Российской Федерации за 2019 год проведена ГРБС без учета фактического выполнения показателя результативности использования субсидии, предоставленной из федерального бюджета в 2019 году в рамках заключенных соглашений с субъектами Российской Федерации, и информации об источниках перевыполнения показателей результативности за 2019 год.
3.1.6. Нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Значения показателя результативности использования субсидии, установленные ГРБС в соглашениях с субъектами Российской Федерации, не соответствуют показателям результативности использования субсидии по субъектам Российской Федерации в приложении к госпрограмме.
3.1.7. Нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
ГРБС не установлена форма отчета об исполнении условий предоставления субсидий, по которой высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации представляется отчет об исполнении условий предоставления субсидий, соответственно в 2019 - 2020 годах у ГРБС отсутствовали данные и документы, подтверждающие исполнение субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий.
3.1.8. Нарушение пункта 3 статьи 132, подпункта 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
При отборе субъектов Российской Федерации на право получения субсидии из федерального бюджета ГРБС учтены не все критерии отбора, предусмотренные Правилами предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
3.1.9. Нарушение абзаца первого пункта 3 статьи 132, подпункта 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
Оценка эффективности использования субсидии, предоставленной субъектам Российской Федерации в рамках реализации федерального проекта, осуществлена ГРБС в отсутствие отчетов о достижении значений показателей результативности использования субсидий субъектами Российской Федерации, содержащих отдельные значения оцениваемых показателей.
3.1.10. Нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
ГРБС не соблюден порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов, а именно:
- заключены соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидий в целях софинансирования мероприятий по осуществлению имущественных взносов на реализацию инвестиционных проектов при отсутствии правовых актов, утверждающих предельный размер средств, направляемых на реализацию инвестиционных проектов, а также перечень подлежащих реализации в рамках государственной программы инвестиционных проектов;
- заключены соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета, а также дополнительные соглашения, предусматривающие установление уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации в размере, превышающем предельный уровень, установленный распоряжениями Правительства Российской Федерации, что привело к неправомерному предоставлению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации;
- при отсутствии обстоятельств непреодолимой силы, изменения значений показателей (индикаторов) государственной программы, а также существенного (более чем на 20 процентов) сокращения размера субсидии, внесены изменения в соглашение о предоставлении субсидий из федерального бюджета, предусматривающие существенное увеличение предусмотренного указанным соглашением срока реализации мероприятия по строительству объекта капитального строительства государственной собственности;
- в соглашениях о предоставлении субсидий из федерального бюджета не предусмотрены отдельные обязательства, в том числе по предоставлению отчетности об исполнении условий предоставления субсидии в соответствии с требованиями действующих нормативных правовых актов;
- осуществлено предоставление субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности при отсутствии в утвержденных государственных программах перечней объектов капитального строительства государственной собственности, в целях софинансирования которых предоставляются указанные субсидии.
3.1.11. Нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, определяющего правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, соглашений о предоставлении иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета.
ГРБС не выполнены обязательства по расчету объема средств, подлежащего возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет, и направлению требования о возврате в федеральный бюджет средств при неустранении в установленные сроки допущенных субъектами Российской Федерации нарушений обязательств в части достижения значения результата регионального проекта.
3.1.12. Нарушение нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, определяющего правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
ГРБС не выполнено условие предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в части наличия утвержденной государственной программы (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, софинансируемой за счет субсидии.
3.1.13. Нарушение Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
В соглашениях, заключенных ГРБС с субъектами Российской Федерации, не предусмотрено условие предоставления субсидии (наличие утвержденной государственной программы (подпрограмм) субъекта Российской Федерации, софинансируемой за счет субсидии), предусмотренное утвержденной типовой формой соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации.

3.2. Систематические нарушения:
3.2.1. Нарушение абзаца третьего пункта 3 статьи 132, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
Плановые значения показателя результативности использования субсидии, установленные соглашениями на 2019 - 2020 годы, без учета общих объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств и соглашениях, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия из федерального бюджета: в 2019 году - занижены по 11 субъектам Российской Федерации на 358 человек (расчет произведен исходя из предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации); в 2020 году - занижены по 13 субъектам Российской Федерации на 181 человек и завышены по 10 субъектам Российской Федерации на 267 человек. При предоставлении дополнительных бюджетных ассигнований за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации в соответствии с заключенными дополнительными соглашениями к соглашениям на 2019 - 2020 годы показатель результативности использования субсидии не корректировался. В результате общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в 2019 - 2020 годах в бюджетах субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение расходных обязательств субъектов Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставлена субсидия из федерального бюджета превышает объем бюджетных ассигнований, необходимый для достижения установленных соглашениями значений показателя результативности использования субсидии на 2019 - 2020 годы, или недостаточен для достижения установленных соглашениями значений показателя результативности использования субсидии.
3.2.2. Нарушение пункта 3 статьи 132, подпункта 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, абзаца второго пункта 5 статьи 18 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
ГРБС на основании заявок субъектов Российской Федерации, в которых отсутствуют документы и не содержится информация, позволяющие провести оценку затрат на реализацию мероприятий по критериям отбора проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба, предоставлена субсидия из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
3.2.3. Нарушение пункта 3 статьи 132 БК РФ, Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, устанавливающего правила, порядок и критерии отбора инвестиционных проектов (далее - Порядок отбора инвестиционных проектов).
ГРБС при осуществлении отбора принято решение об утверждении инвестиционных проектов для включения в подпрограмму при отсутствии обязательств высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, об участии акционерных обществ в капитале инвесторов инвестиционных проектов.
3.2.4. Нарушение Порядка отбора инвестиционных проектов.
ГРБС при приеме заявок субъектов Российской Федерации на прохождение конкурсного отбора для включения инвестиционных проектов в состав мероприятий ФЦП не осуществлялась их регистрация в журнале регистрации заявок на включение инвестиционных проектов в перечень мероприятий ФЦП с указанием порядкового номера и даты предоставления.
3.2.5. Нарушение Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, соглашения о предоставлении субсидии.
ГРБС не обеспечен надлежащий контроль за выполнением условий соглашения получателем субсидии в части возмещения в доход федерального бюджета средств бюджета субъекта Российской Федерации в связи с недостижением значения показателя результативности использования субсидии.

3.3. Иные нарушения:
3.3.1. Нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
В результате применения недостоверных данных, представленных уполномоченными органами субъектов Российской Федерации и содержащихся в форме государственного статистического наблюдения, для расчета потребности в средствах субсидий субъектов Российской Федерации в 2019 году бюджету одного из субъектов Российской Федерации ГРБС увеличен размер субсидии в результате завышения численности детей-сирот и лиц из их числа, состоящих на учете, при одновременном уменьшении размера субсидии бюджетам иных 82 субъектов Российской Федерации.
3.3.2. Нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, соглашения о предоставлении субсидии.
В 2019 году расчет средств, подлежащих возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет, а также требование о возврате средств субсидии в федеральный бюджет при недостижении показателей результативности использования субсидии направлены ГРБС позже установленного срока на 26 календарных дней.
3.3.3. Нарушение абзаца первого пункта 3 статьи 132, подпунктов 10, 13 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации.
ГРБС в Информации о результатах использования субсидии по мероприятию указаны плановые и фактические значения показателей в размере большем, чем предусмотрено соглашением о предоставлении субсидии из федерального бюджета и Отчетом о достижении значений показателей.

4. Недостатки и нарушения при предоставлении

субсидий бюджетным учреждениям, автономным учреждениям,

государственным унитарным предприятиям, государственным

корпорациям и государственным компаниям


4.1. Системные нарушения:
Нарушение пункта 3 статьи 69.2 БК РФ.
ГРБС не соблюден нормативный правовой акт Правительства Российской Федерации, определяющий порядок формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (далее - Положение о формировании государственного задания), а именно:
- значения нормативных затрат на выполнение работ утверждены позднее даты утверждения государственных заданий для 49 бюджетных учреждений. Таким образом государственные задания сформированы в отсутствие утвержденных нормативов затрат;
- затраты на оказание государственных услуг, рассчитанные на единицу показателя объема оказания услуги, установленного в государственном задании, утверждены на основе базового норматива затрат и корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат, без соблюдения общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных услуг, применяемых при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг государственным учреждением в соответствующих сферах деятельности. Для бюджетных учреждений с идентичными направлениями деятельности отсутствует системность при утверждении нормативов затрат на одну единицу государственной услуги, а также при утверждении объема государственного задания.

4.2. Систематические нарушения:
4.2.1. Нарушение абзаца первого пункта 1 статьи 78.1 БК РФ, Положения о формировании государственного задания.
ГРБС неверно произведен расчет объема финансового обеспечения выполнения государственного задания подведомственных федеральных бюджетных учреждений в части затрат на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается имущество учреждения (в части применения коэффициента платной деятельности), что привело к излишнему перечислению финансового обеспечения выполнения государственного задания и неправомерным расходам подведомственных учреждений.
4.2.2. Нарушение абзаца первого пункта 3 статьи 69.2 БК РФ.
ГРБС не соблюдены положения нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, устанавливающего порядок определения нормативных затрат на выполнение работ федеральными государственными бюджетными учреждениями, а именно нормативные затраты на выполнение государственных работ подведомственному учреждению определялись ГРБС:
- исходя из общего количества штатных единиц структурных подразделений и количества рабочих дней в году (без учета отпускных дней), несмотря на тот факт, что фактически для выполнения данных государственных работ также привлекались юридические и физические лица на основании гражданско-правовых договоров (контрактов);
- исходя из обслуживания информационных ресурсов, оператором которых ГРБС не является.
4.2.3. Нарушение подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Положения о формировании государственного задания.
ГРБС не обеспечено соблюдение получателями субсидий целей их предоставления, а именно не осуществлена модернизация государственной наблюдательной сети, на которую в рамках ФЦП выделялись средства субсидий (в связи с их неустойчивой работой и выходом из строя закупленное оборудование не используется в соответствии с целями его приобретения).
4.2.4. Нарушение абзаца первого пункта 4 статьи 69.2, пункта 1 статьи 78.1, пункта 1 статьи 158 БК РФ, пунктов 3, 7 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Положения о формировании государственного задания.
ГРБС утверждены государственные задания подведомственному учреждению, содержащие работу "Прием и комплектование бюджетной (бухгалтерской) отчетности в целях формирования сводной бюджетной отчетности главного распорядителя бюджетных средств". В свою очередь, ГРБС также выполняет функции по подготовке и своду бюджетной отчетности подведомственных учреждений, представление сводной отчетности в Федеральное казначейство, Счетную палату Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, а также обеспечение своевременного и качественного составления сводной бюджетной отчетности ГРБС и представление отчетности соответствующим органам в порядке, установленном нормативными правовыми актами.
4.2.5. Нарушение подпунктов 1, 4, 5 пункта 1 статьи 158 БК РФ.
ГРБС не приняты меры по возврату или перераспределению неосвоенных бюджетных средств между подведомственными получателями.

5. Недостатки и нарушения при предоставлении субсидий,

бюджетных инвестиций юридическим лицам из федерального

бюджета, внесении взносов в уставные капиталы

юридических лиц


5.1. Системные нарушения:
5.1.1. Нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, утверждающего Правила предоставления субсидий из федерального бюджета на возмещение недополученных доходов.
ГРБС предоставлена субсидия на возмещение недополученных доходов юридическим лицам, не относящимся к категории поддерживаемых предприятий.
5.1.2. Нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ.
ГРБС не соблюдены Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат, а именно:
- не направлялись или направлялись несвоевременно заявителям выписки, копии принятых решений о допуске (недопуске) организаций к участию в отборе (конкурсном отборе), а также уведомления, в установленном порядке, о принятом решении о предоставлении субсидии;
- несвоевременно рассматривались документы для получения субсидии и принимались решения о предоставлении субсидии (на срок от 8 до 63 рабочих дней);
- несвоевременно перечислялась субсидия получателям субсидии (на срок от 4 до 10 рабочих дней).
5.1.3. Нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат.
В 2017 - 2019 годах ГРБС приняты решения о включении совместных проектов с заявкой на участие в конкурсном отборе и о предоставлении субсидии при предоставлении заявителями (получателями) справок, подтверждающих отсутствие у инициаторов совместных проектов неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, подлежащих уплате в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, по состоянию не на первое число месяца, предшествующего месяцу, в котором планируется принятие решения о предоставлении субсидии.
5.1.4. Нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ, Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат.
ГРБС как ПБС предоставлялись субсидии получателям, не соответствующим установленным требованиям в части подтверждения отсутствия у получателей неисполненной задолженности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5.2. Систематические нарушения:
5.2.1. Нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, утверждающего Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат при реализации совместных проектов (далее - Правила предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат), договора о предоставлении субсидии.
ГРБС принято решение о предоставлении субсидии в отсутствие документов, подтверждающих выполненные работы (оказанные услуги) и поставку товарно-материальных ценностей (акты выполненных работ, товарные накладные), расходы на оплату которых предъявлялись для субсидирования.
5.2.2. Нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ, Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат.
ГРБС завышен размер предоставленной субсидии (в результате включения в расчет субсидии уточняющего коэффициента, не соответствующего требованиям; вследствие указания в соглашении суммы, превышающей размер запрашиваемой суммы субсидии согласно отчетной форме; при отсутствии подтверждающих документов; в результате отражения в отчетной форме одних и тех же показателей дважды; вследствие включения в отчетную форму суммы затрат, связанных с предоставлением не соответствующих требованиям услуг).
5.2.3. Нарушение нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, утверждающего Правила предоставления субсидии из федерального бюджета на осуществление грантовой поддержки.
ГРБС предоставлялись гранты организациям, не являющимся российскими юридическими лицами, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения, и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц, в совокупности превышает 50 процентов.
5.2.4. Нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ, Правил предоставления из федерального бюджета субсидий, соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии.
ГРБС предоставлены субсидии в размере, превышающем подлежащий перечислению в соответствии с условиями предоставления субсидии размер, а также в целях возмещения затрат на услуги, не соответствующие требованиям правил предоставления субсидии (по продолжительности периода оказания услуг и срока оказания услуг) или при отсутствии сведений, позволяющих определить их соответствие требованиям правил предоставления субсидии.
5.2.5. Нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 7 пункта 1 статьи 162 БК РФ, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих правила предоставления субсидий из федерального бюджета на стимулирование и возмещение затрат, понесенных при выполнении мероприятий. ГРБС как ПБС:
- на основании соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета на возмещение затрат, понесенных при выполнении мероприятий, связанных с ограничениями, вызванными распространением новой коронавирусной инфекции, дважды перечислены средства субсидии за выполнение одних и тех же мероприятий;
- предоставлена субсидия на возмещение затрат, предъявленных дважды по одним и тем же транзакциям (не подтвержденных документально);
- предоставлена субсидия при отсутствии документов, подтверждающих понесенные получателем затраты;
- занижен размер предоставленной субсидии.

5.3. Иные нарушения:
5.3.1. Нарушение пункта 2 статьи 78.1 БК РФ, нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, утверждающего Правила предоставления субсидии из федерального бюджета российскому юридическому лицу в целях реализации отдельных мероприятий федерального проекта, соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии.
ГРБС заключено дополнительное соглашение, предусматривающее использование субсидии на обеспечение деятельности в размере, превышающем установленный правилами предельный размер субсидии на указанные цели.
5.3.2. Нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ, Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат.
В 2017 году ГРБС принято решение о включении совместного проекта, одним из источников реализации которого являются средства субсидии из федерального бюджета, при наличии положительного заключения экспертизы сметной стоимости совместного проекта на сумму менее сметной стоимости реализации проекта.
5.3.3. Нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78 БК РФ, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат, соглашения о предоставлении субсидии.
В 2018 году ГРБС принято решение о предоставлении субсидии при предъявлении к возмещению затрат в размере, превышающем 15%, что привело к неправомерному предоставлению субсидии.
5.3.4. Нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение части затрат, соглашения о предоставлении субсидии.
В 2019 году ГРБС принято решение о предоставлении и последующем перечислении субсидии в отсутствие направленного в установленный срок заявления о предоставлении субсидии с приложенными подтверждающими документами, предусмотренными правилами.

6. Недостатки и нарушения при формировании отчетности

о реализации государственных программ Российской Федерации,

в том числе об исполнении государственных заданий

федеральными бюджетными и автономными учреждениями


6.1. Иные нарушения:
Нарушение подпункта 13 пункта 1 статьи 158, абзаца первого пункта 3 статьи 179 БК РФ, пункта 31, подпунктов "а", "а(1)", "з" пункта 32 Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2010 N 588, пунктов 78, 79 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 16.09.2016 N 582.
В составе (скорректированного) уточненного годового отчета о ходе реализации и оценке эффективности государственной программы за 2019 год, направленного в Правительство Российской Федерации, Минфин России и Минэкономразвития России, ГРБС включены недостоверные (завышенные) сведения в части отчетных значений отдельных показателей (индикаторов) государственной программы.


7. Недостатки и нарушения при планировании

и осуществлении закупок товаров, работ, услуг

для обеспечения федеральных нужд

7.1. Системные нарушения:
7.1.1. Нарушение пункта 1 части 18 статьи 22 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
При определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о цене услуг, содержащаяся в неисполненных государственных контрактах (например, для обоснования НМЦК использовалась информация по ранее заключенным заказчиком контрактам, однако на момент определения и обоснования НМЦК государственные контракты, используемые для обоснования, не были исполнены в полном объеме).
7.1.2. Нарушение части 5 статьи 22 Закона о контрактной системе.
При определении и обосновании НМЦК с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) использована информация о ценах услуг, полученная по запросу от исполнителей, не осуществляющих оказание идентичных и однородных услуг, планируемых к закупке (например, при определении НМЦК по закупке автотранспортных услуг запросы о предоставлении ценовой информации направлялись исполнителям, не обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг).
7.1.3. Нарушение требований части 2 статьи 22 Закона о контрактной системе, Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденного приказом Минздрава России от 19.12.2019 N 1064н (далее - Порядок определения НМЦК).
Заказчиками нарушался порядок обоснования НМЦК по закупкам лекарственных препаратов, что привело к завышению НМЦК по данным закупкам, например:
- некорректный расчет средневзвешенной цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата;
- неприменение цены, установленной в Государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
- неприменение минимального значения цены за единицу планируемого к закупке лекарственного препарата.
7.1.4. Выявлена формирующаяся практика по "обходу" заказчиками требований законодательства при осуществлении закупок лекарственных препаратов, где предмет контракта определяется как "оказание услуг по обеспечению лекарственными препаратами", в то время как по существу обязательства являются поставкой товара. При этом более 90% стоимости контракта составляет именно поставка лекарственных препаратов, оказание услуг по хранению, учету, доставке, отпуску являются сопутствующими к поставке.
Реализация данной практики привела к следующим нарушениям:
- заказчики не применяют типовую форму контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения, утвержденную приказом Минздрава России от 19.06.2018 N 367н (действовал до 02.04.2021);
- НМЦК определяется и обосновывается заказчиками в нарушение Порядка определения НМЦК;
- нарушаются правила описания лекарственных препаратов для медицинского применения, являющихся объектом закупки, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 N 1380.
7.1.5. Нарушение части 2 статьи 34, части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Изменялись условия контрактов, тогда как возможность изменения условий данных контрактов не предусмотрена законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство о контрактной системе), например: увеличение сроков исполнения контракта по основаниям, не предусмотренным законодательством о контрактной системе; в контракт внесено условие об авансировании, изначально не предусмотренное контрактом; увеличение цены контракта без соблюдения требования о пропорциональности такого увеличения увеличиваемому объему работ, например, в отсутствие расчета дополнительного объема работ или цены единицы работы (непропорциональное увеличение цены контракта).
7.1.6. Нарушение пункта 1 части 1, части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе.
Осуществлялась приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельного этапа исполнения контракта при несоответствии этих товаров, работ, услуг либо результатов выполненных работ условиям контракта, в том числе, когда выявленные несоответствия не устранены поставщиками (подрядчиками, исполнителями), например: приняты и оплачены плащи-дождевики, не соответствующие требованиям контракта (материал изготовления полиэстер вместо нейлона); приняты и оплачены мониторы с частотой обновления кадров меньше, чем это предусмотрено контрактом (50 Гц вместо 60 Гц); поставлены товары без сопроводительной документации (инструкции, гарантийного талона и пр.); приняты и оплачены строительные работы, выполненные не в соответствии с требованиями проектной документации; приняты и оплачены объемы строительных работ, не соответствующие проектной документации и не подтвержденные контрольными обмерами.
7.1.7. Нарушение пунктов 1, 2 части 1, части 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий государственных контрактов.
Заказчиками принимались и оплачивались фактически не поставленные товары, не выполненные работы, не оказанные услуги (например, приняты и оплачены фактически не выполненные работы по отделке внутренних помещений, посадке деревьев; приняты и оплачены фактически не поставленные электрические плиты; приняты и оплачены фактически не оказанные услуги по уборке помещений; приняты и оплачены объемы работ, выполненные и оплаченные в рамках исполнения другого контракта).
7.1.8. Нарушение части 6 статьи 34, статьи 94 Закона о контрактной системе.
Не соблюдались требования о применении заказчиками мер ответственности в случае нарушения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий контракта (например, заказчиком не применены меры ответственности к поставщику в связи с просрочкой поставки товара, либо в связи с ненадлежащим исполнением условий контракта).
7.1.9. Нарушение части 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, пункта 3 Правил определения размера пени и штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042.
Неверно рассчитаны размеры неустоек по государственным контрактам (занижены/завышены).
7.1.10. Нарушение пункта 7 статьи 94 Закона о контрактной системе, условий контрактов.
Заказчиками допускались нарушения порядка приемки и оплаты товаров, работ, услуг. Не составлялись документы о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, допускались нарушения сроков приемки и оплаты поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

7.2. Систематические нарушения:
7.2.1. Нарушение части 9.2 статьи 22 Закона о контрактной системе, статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
НМЦК по закупке на выполнение строительно-монтажных работ определена на основании проектной документации, составленной с нарушением методик и сметных нормативов (например, применены три разных федеральных единичных расценки (на прикатку и боронование почвы, отдельно на прикатку и отдельно на боронование) одновременно к одной работе по прикатке и боронованию почвы), что привело к завышению НМЦК закупки.
7.2.2. Нарушение части 4 статьи 22 Закона о контрактной системе.
НМЦК закупки определена с применением метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с использованием общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг, содержащейся в исполненных контрактах, с применением необоснованного коэффициента пересчета цен товаров (например, при обосновании НМЦК заказчиком применен не соответствующий утвержденному значению коэффициент пересчета цен прошлых периодов к текущему уровню цен, что привело к завышению НМЦК).
7.2.3. Нарушение части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе.
Поставленные товары не используются в целях осуществления закупки (например, закупленное оборудование находится в упакованном виде и не используется по назначению).

8. Недостатки и нарушения при ведении

бюджетного (бухгалтерского) учета, формировании бюджетной

(бухгалтерской) отчетности


8.1. Системные нарушения:
8.1.1. Нарушение пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, части 2 статьи 1, части 1 статьи 13 Федерального закона 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Федеральный закон "О бухгалтерском учете"), пункта 7, абзацев тридцать пятого и тридцать шестого пункта 96, абзацев шестого, двадцать шестого и двадцать седьмого пункта 167 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 N 191н (далее - Инструкция N 191н), пункта 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция N 157н), Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.12.2016 N 256н.
Бюджетная отчетность ГРБС, ПБС составлялась не на основе данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, что повлекло искажение (занижение, завышение) показателей отчетных форм (например, показатели в графах 5, 7 Сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (вид задолженности дебиторская), в том числе по состоянию на 01.01.2019, 01.01.2020, меньше, чем сумма оборотов, отраженных в Главной книге за 2018 и 2019 годы).
8.1.2. Нарушение части 1 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", пункта 18 Инструкции N 191н.
ГРБС, ПБС допущено искажение бюджетной отчетности на начало и конец отчетного периода (например, занижены показатели Баланса (ф. 0503130) на 01.01.2018 по строке 520 "Резервы предстоящих расходов (040160000)", на 01.01.2019 по строке 520 "Резервы предстоящих расходов (040160000)", на 01.01.2020 по строке 520 "Резервы предстоящих расходов (040160000)" в результате неначисления резерва на оплату отпусков и страховых взносов на 31.12.2018 и 31.12.2019).
8.1.3. Нарушение пункта 2 статьи 264.1 БК РФ, пунктов 85, 86 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н. ПБС допущено несоблюдение методологии применения плана счетов бюджетного учета в части отражения объектов бухгалтерского учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета.

8.2. Систематические нарушения:
8.2.1. Нарушение части 1 статьи 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете", подпункта "а" пункта 9 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", утвержденного приказом Минфина России от 30.12.2017 N 274н, абзаца одиннадцатого пункта 302.1 Инструкции N 157н.
Положением об учетной политике ПБС не предусмотрены порядок формирования резервов, методы оценки обязательств, дата признания в бухгалтерском учете.
8.2.2. Нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона "О бухгалтерском учете", положений Федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Учетная политика, оценочные значения и ошибки", "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора", "Основные средства", "Доходы", "События после отчетной даты", "Резервы. Раскрытие информации об условных обязательствах и условных активах", "Долгосрочные договоры", "Концессионные соглашения", "Запасы", утвержденных приказами Минфина России.
Применяемая субъектами учета учетная политика:
- сформирована до вступления в силу федеральных стандартов и не учитывает их требования при ведении бюджетного учета;
- не учитывает передачу полномочий (в результате учетной политикой не установлены: порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета; правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения их в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденным графиком документооборота, технология обработки (представления (обмена) учетной информации при условии ведения бухгалтерского учета и (или) составления бухгалтерской (финансовой) отчетности централизованной бухгалтерией; порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля);
- не размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

9. Иные вопросы


9.1. Системные нарушения:
9.1.1. Нарушение пункта 5 статьи 160.2-1 БК РФ, положений Федерального стандарта внутреннего финансового аудита "Права и обязанности должностных лиц (работников) при осуществлении внутреннего финансового аудита", утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2019 N 195н.
В 2020 году ГРБС при организации и осуществлении внутреннего финансового аудита не обеспечено ведение реестра бюджетных рисков.
9.1.2. Нарушение пункта 1, пункта 2 статьи 179 БК РФ, положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющих методику и порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ.
ГРБС, как участником государственной программы Российской Федерации и ответственным исполнителем отдельных мероприятий, в проверенном периоде не обеспечено осуществление корректировки показателей мероприятий, приведшее к несоответствию содержания подпрограмм госпрограммы в части: несоответствия (занижения) планового значения отдельных показателей (индикаторов) результативности использования субсидии.

9.2. Систематические нарушения:
9.2.1. Нарушение подпункта 1 пункта 1 статьи 158 БК РФ, положений нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, определяющего порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ.
ГРБС не достигнуты значения показателей результативности, установленные государственной программой.
КУПИТЬ ПРОГРАММУ ИЛИ СТАТЬ КЛИЕНТОМ
Продажа, обслуживание, обновление 1С, курсы 1С, бухгалтерские курсы, семинары
*Нажимая на кнопку, даю согласие на обработку персональных данных
Алиса это умеет