НОВОСТИ

Изменения, вносимые Законом N 239-ФЗ в Налоговый кодекс



ПФР и ФСС объединяются в Социальный фонд России


Федеральные законы от 14.07.2022 N 236-ФЗ, N 237-ФЗ, N 238-ФЗ, N 239-ФЗ, N 240-ФЗ, N 264-ФЗ
Федеральный конституционный закон от 14.07.2022 N 3-ФКЗ
Подписан пакет законов, связанных с созданием Фонда пенсионного и социального страхования РФ (Социальный фонд России, СФР) на основе объединения ПФР и ФСС.
Закон N 236-ФЗ определяет правовое положение нового Фонда, принципы его деятельности, функции и полномочия, органы управления и их компетенцию, регулирует вопросы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом фонда, с осуществлением контроля за его деятельностью и др. Фонд пенсионного и социального страхования РФ начнет работу 1 января 2023 года. Со дня создания Фонд осуществляет функции и полномочия, возложенные на ПФР и ФСС.
В связи с объединением ПФР и ФСС в единый фонд вносятся изменения в Бюджетный, Налоговый и Трудовой кодексы, в КоАП РФ и другие законы.
Для бухгалтера бюджетной сферы важны прежде всего следующие изменения, вносимые Законом N 239-ФЗ в Налоговый кодекс, которые применяются начиная с 2023 года:

1. Устанавливается единая предельная величина базы для исчисления страховых взносов. На 2023 год это будет база 2022 года для пенсионных взносов, проиндексированная с учетом роста средней заработной платы. В дальнейшем единая предельная база будет индексироваться ежегодно.

2. Вводится единый тариф страховых взносов в СФР: 30% с взносооблагаемой базы и 15,1% сверх нее как на работающих по трудовым договорам, так и на физических лиц, с которыми заключаются договоры гражданско-правового характера. То есть выплаты физлицам по ГПД больше не будут освобождаться от взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Для страхователей, применяющих пониженные тарифы, право на них сохранится.

3. Больше не будут освобождаться от пенсионных взносов выплаты и иные вознаграждения в пользу обучающихся и студентов за деятельность в студенческих отрядах по трудовым договорам или по по ГПД. При этом для них предусмотрен единый пониженный тариф страховых взносов в размере 7,6 процента в пределах установленной единой предельной величины базы для исчисления страховых взносов; свыше предельной базы - 0%.

4. Плательщики страховых взносов, производящие выплаты и иные вознаграждения в пользу прокуроров, сотрудников СК РФ, федеральных и мировых судей, пенсионные взносы по-прежнему не исчисляют. При этом для них устанавливаются тарифы в части взносов на ВНиМ - 2,9 процента, на ОМС - 5,1 процента.

5. Не предусмотрено освобождение от взносов в отношении выплат и иных вознаграждений по трудовым договорам и ГПД, в том числе по договорам авторского заказа в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории РФ.

6. Изменятся сроки для представления отчетности:
- расчет по страховым взносам надо будет представлять не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом, а не 30-го как сейчас;
- персонифицированные сведения о физлицах, включающие их персональные данные и сведения о суммах выплат и иных вознаграждений в их пользу за предшествующий календарный месяц, - не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим.

Кроме того отметим, что кадровых отчетов станет меньше, но отчитываться придется в том числе о лицах, заключивших со страхователем договоры гражданско-правового характера.
Штрафовать страхователей будут реже. Например, в случае представления уточненных сведений о начисленных страховых взносах до момента, когда страхователь узнал об обнаружении инспектором неотражения (неполноты отражения) сведений в отчетности, а также ошибок, приводящих к занижению суммы взносов, либо о назначении выездной проверки, при условии уплаты недостающей суммы взносов и пени до представления уточненных сведений страхователя освободят от ответственности.